Арс Нова (новая техника музыки) – исторический период в западноевропейской музыке, который возник в 14 веке. Его по праву считают переходным периодом от эпохи Средневековья к Возрождению. Свое название получил благодаря одноименному трактату Филиппа де Витри (1325 год).
Период, в котором появляются первые профессиональные светские произведения и первые светские композиторы.
Ранее профессиональная музыка была подчинена исключительно служению церкви: выражала идею одухотворенности, отречения от всего низменного, человеческого. Теперь же в музыку проникает светская поэзия, которая воспевает красоту и чувственную прелесть жизни. Композиторы пишут на поэтические тексты Данте, Петрарки, а иногда и композитор сам выступает автором текстов.
Музыка перестала подчиняться только служению богу, она стала выразителем чувств человека, его земного начала. Музыка отныне подчинена вдохновению композитора, его индивидуальным особенностям, противопоставляя себя каноном церковной музыки, за рамки которых выходит было нельзя.
Но и церковная композиторы в будущем начинают отходить от грегорианских мелодий и в качестве опоры своих конструкций (cantus flrmus) используют мелодии собственного сочинения, в этом была несомненная заслуга композиторов эпохи Арс Нова .
В музыке Арс Нова появляются новые жанры – мадригал, баллата, мотет, качча. Композиторы «новой школы» 14 века синтезировали воедино профессиональную технику церковного искусства с выразительными чертами светской музыки, музыкой трубадуров и труверов. Для гармонии Арс Нова характерно новое ощущение диссонанса.
Важнейший вклад Арс Нова в музыкальную культуру заключается в том, что здесь впервые три важнейших музыкальных элемента — мелодия, гармония и ритм — были объединены и упорядочены в единой системе, которая по сей день служит основой европейской музыкальной речи.
Ярчайшие представители эпохи Арс Нова – французы Гийом де Машо, Филипп де Витри итальянцы Франческо Ландини, Якопо да Болонья, Франческо да Милано.