Григорианский хорал или григорианское песнопение зародилось в эпоху средневековья и связано с именем папы Римского Григория I Великого (ок. 540 —604 гг), который систематизировал основные песнопения западной церкви и составил антифонарий (книга с песнопениями и текстами для служб богослужения).

Григорианское песнопение – одноголосное. При этом пение исполнялось не только одним певчим, но и хором. По типу исполнения пение делилось на:

антифонное, при котором чередуются две группы певчих (так исполняются абсолютно все псалмы);

респонсорное, когда сольное пение чередуется с хоровым.

Основа григорианского песнопения – молитва, месса. Григорианский хорал по типу взаимодействия слова и музыки можно разделить на:

силлабический (это когда один слог текста соответствует одному музыкальному тону напева, восприятие текста – чёткое);

невматический (в них появляются небольшие распевы – по два-три тона на слог текста, восприятие текста лёгкое); мелизматический (большие распевы – неограниченное количество тонов на слог, текст воспринимать сложно).

Источник: https://bigenc.ru/

Изначально песнопения записывались без нот в тонариях (памятки для певчих) и градуалах (певческих книгах), что не позволяло исполнять песнопения дословно точно. Начиная с X века, песнопения записываются с помощью невменной нотации (знаки, условные обозначения, которые проставлялись над текстом, по этим значкам музыканты ориентировались в мелодических ходах песнопения). Невменная нотация, также не позволяла исполнять песнопения из раза в раз одинаково.

К XII веку распространение получила квадратно-линейная нотация, логически завершившая невменную систему. Как главное её достижение можно назвать ритмическую систему – теперь певчие могли не только предугадать направление мелодического движения, но и совершенно точно знали, сколько времени следует выдерживать ту или иную ноту.

В основе любого григорианского песнопения лежать 8 модальных ладов (церковные лады): миксолидийский, лидийский, фригийский, дорийский, гиполидийский, гипофригийский, гиподорийский и гипомиксолидийский. На тот период времени в музыке ещё не существовало понятия натурального мажора и минора.

Григорианский хорал повлиял на становление и развитие музыкальной историй в целом. Песнопения вышли из стен церкви и соединились с народной культурой, а литургическая драма зародила основы театрального действа (оперы).

Григорианское песнопение легло в основу многоголосной церковной музыки,в дальнейшем полифонической, а также послужило плодородной почвой для музыки эпохи барокко.

И до сих пор он завораживает нас застывшей гармонией мироздания и мировоззрения, отлитых в хорале.

Использованные источники:

сайт Музыкальный класс (музыкальная школа онлайн)

Рубрики: История музыки

Подписаться
Уведомление о
guest
0 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Авторизация
*
*
Генерация пароля