Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона (1890-1907 гг.):
Балалайка, балабойка, южн. брунька (по Далю) – народный музыкальный инструмент, принадлежащий к группе инструментов струнных. Балалайка состоит из кузова с треугольною декою и грифа, делается из соснового дерева и размеры её уклоняются от тех образцов этого инструмента, которые продаются в наших столицах…Игра на балалайке производится правою рукою на щипок и бряцая, потряхивая кистью, а левою рукою прижимают струны на гриф, перебирая пальцами. Для произведения большого эффекта, балалаечник щелкает по кузову инструмента четырьмя пальцами дробью. Балалаечники часто соединяются в хоры, разъезжая по крупным ярмаркам…Хоры эти, состоят из мужчин и женщин, которые лихо пляшут под звуки балалайки, и звуки хорового пения.
И тут мы подходим к самому интересному:
Когда и кем изобретена балалайка неизвестно. Некоторые ученые видят в балалайке видоизмененную домру или домбры, до сих пор существующую у киргиз-кай-саков и отличающуюся от балалайки тем, что нижний край ея треугольная деки гораздо короче балалаечного и что она имеет только две струны…
Далее в этой же энциклопедии описываются первые упоминания о балалайке, которые уходят своими корнями к 10 веку, когда арабский историк Ибн-Фацлан посетил «вложскую Болгарию» и увидел похороны князя, к которому в могилу положили:
крепкий напиток, плоды и музыкальный инструмент.
Но это всего лишь догадки, так как доподлинно неизвестно какой инструмент увидел арабский историк в могиле князя.
Первые же официальные упоминания о балалайке появляются в 17 веке, и скорее всего, на мой взгляд, в этом веке она и появляется на свет.
Что же способствовало возникновению нового инструмента?
Дело в том, что царь Алексей Михайлович Романов (Тишайший) в 1648 году издает указ, в котором черным по белому пишется следующая фраза:
А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и всякие гудебные сосуды, велеть изымать и, изломав те бесовские игры, велеть жечь.
Начинается полномасштабная война государства с музыкальными инструментами и скоморохами, которые отчасти сами виноваты в произошедшем, так как в своих сатирических песнях высмеивают высокопоставленных вельмож и духовенство. Самый распространенный струнный инструмент того времени домра исчезнет ровно на 2 века и появится вновь обновленной и усовершенствованной лишь благодаря стараниям В.В.Андреева. Скоморохи подвергаются гонениям, отправляются в ссылки.
Но народ находит выход из непростой сложившейся ситуации – придумывает новый музыкальный инструмент. И с тех пор, ни один народный праздник без него не обходится. Так появляется балалайка. На балалайке не играют – на ней балакают, балагурят, бренчат. Первые балалайки по виду далеки от современных. Изготавливаются такие балалайки из подручных материалов, вход на её изготовление идет все, что есть в доме. Вплоть до урожая – корпус некоторых делают из тыквы. Гриф инструмента мог достигать до 1,5 метров в длину, а струн было от 2 до 6. Постепенно балалайка приобретает свои привычные треугольные формы.
Но за триумфом балалайки в 18 веке, приходит её забвение в веке 19. Скорее всего, это было связано с распространением в России семиструнной русской гитары, а с ней и появлением русского романса.
В 80-е годы 19 века на балалайке бренчит дворовый крестьянин Антип, который попадается на глаза молодому помещику Василию Андрееву. Молодой человек буквально сразу влюбляется в инструмент с интересным и необычным звучанием. Всю последующую свою жизнь В.В. Андреев посвящает возрождению и усовершенствованию балалайки, создает первый ансамбль балалаечников, первый Великорусский оркестр русских народных инструментов.
Усовершенствованная балалайка будет в почете у царской семьи, а дальнейшем и у советской власти. Оркестры русских народных инструментов появятся во многих уголках земного шара и будут пользоваться большой популярностью.
В современной России балалайка незаслуженно называется пустяковым, несерьезным инструментом. Но, как во все времена, есть и ценители балалайки: это профессиональные исполнители, музыканты и люди, которые вопреки общему мнению любят балалайку и хотят научиться искусству игры на ней.
Ведь в её звучании мы слышим наше прошлое, сопереживаем настоящее и верим в светлое будущее.