При проведении урока с учеником возникла мысль о написании данной статьи.
Ведь большинство людей и не знают о том, что у балалайки есть «старшие и даже младшая сестры».
Балалайка, которая так хорошо известна, называется балалайка Прима. Имеет академический строй Ми Ми Ля первой октавы. В русском народном оркестре, как правило, именно для нее пишутся все главные солирующие партии, произведения «для балалайки с оркестром». Балалайка Прима – виртуозный инструмент. Благодаря своим совершенным пропорциям, она позволяет исполнять высокотехничные произведения, которые по своей сложности не уступают произведениям, написанных для солирующих симфонических инструментов. Также существует множество переложений для балалайки примы.
Балалайка Альт – оркестровый инструмент. Как правило, она исполняет в оркестре функции аккомпанемента, но иногда ей также доверяют исполнять соло. По своему строю похожа на балалайку Приму, с той лишь разницей, что Ми Ми Ля у неё не первой, а малой октавы.
Балалайка Секунда, также как и балалайка Альт является оркестровым инструментом, исполняя функции аккомпанемента. Строй у этой балалайки отличается от двух предыдущих: Ля Ля Ре (Ля малой октавы, Ре первой октавы).
На Альте и Секунде играют в основном аккордами или интервалами, так как перед ними стоит задача гармонического заполнения произведения.
На балалайке Прима все приемы звукоизвлечения осуществляются пальцами правой, а иногда и левой руки. На балалайках Альт и Секунда играют медиатором, так как струны у них металлические и достаточно «толстые».
Балалайка Бас и балалайка Контрабас – балалайки басовой группы. Строй у них одинаковый: Ми Ля Ре, но отличается октавами (балалайка бас играет в большой октаве, а контрабас в контроктаве), за счет этого создается объемность звучания басовой группы. Данные балалайки являются фундаментом всего оркестра, именно они держат темп и не дают «улететь» вперед инструментам, которые исполняют виртуозные оркестровые места. Играют на них медиатором.
Вот мы и познакомились со всеми балалайками русского народного оркестра.
Более внимательные читатели, наверняка, заметили, что в самом начале статьи я писал о «младшей сестре», которой так до сих пор и не упомянул. Дело все в том, что данная балалайка в современном оркестре практически не используются, но все-таки она существует – это балалайка Пикколо (самая миниатюрная, маленькая балалайка). Строй данной балалайки Ми Ми Ля, но не первой, а второй октавы. Балалайка Пикколо была задумана В.В. Андреевым для тутийных мест или мест, где нужно было бы подчеркнуть верхний регистр произведения.
Если вам понравилась данная статья, пожалуйста, поделитесь ей. Остались вопросы? Задавайте их в комментариях.