Ноты.
Нотным письмом называется исторически установившаяся система записи звуков особыми знаками– нотами (нота, латинское слово, в переводе означает знак).
Нотный знак представляет собой кружок – пустой или затушеванный.
Для обозначения различных длительностей звуков к кружкам прибавляются вертикальные палочки, которые называются “штилями”, “хвосты” и “ребра” – прямые линии для связывания коротких длительностей в группы.
Для определения высоты звука ноты размещаются на нотном стане (нотоносце), состоящем из пяти параллельных линий, представляющих вместе одну нотную строку. Счет линиям ведется снизу. В начале нотного стана ставится вертикальная нотная черта, соединяющая все пять линий. Она называется начальной чертой, при однострочной записи начальная черта может не ставиться.
Ноты пишутся на нотном стане – на линиях и между линиями, то есть в промежутках:
над и под линейками, а также (когда ноты слишком высоки или низки) – на коротких добавочных линейках, которые пририсовываются снизу или сверху к нотному стану.
Счет добавочных линеек ведется: верхних – вверх от первой добавочной линии, а нижних – вниз.
Музыкальные звуки (ноты) имеют семь основных названий: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Эти названия и их последовательность необходимо хорошо запомнить. Пример расположения нот на нотном стане, начиная с ноты до:
Чтобы обозначить место исходной ноты, от которой ведется определение всех других нот, употребляется условный знак— ключ. Ключей в нотном письме несколько: скрипичный, альтовый, басовый и др. Для балалайки ноты пишутся в скрипичном ключе.
Зная порядок нотных названий и то, что в скрипичном ключе звук соль записывается на второй линейке, нетрудно определить место других нот на нотоносце. Например, если нота соль находится на второй линейке, то над ней— в промежутке между второй и третьей линейками— будет нота ля; над нотой ля— на третьей линейке — нота си и т.д. Под нотой соль — в промежутке между первой и второй линейками— будет нота фа, а под нотой фа— на первой линейке — нота ми и т. д.
Октава.
Октава— слово латинское, в переводе значит «восьмая». В музыке словом «октава» обозначается восьмой звук, взятый по порядку основных названий; тем же словом «октава» обозначается часть грифа или клавиатуры музыкального инструмента, на которой можно последовательно извлечь звуки семи основных названий, начиная с до и кончая си.
Звуки, которые записаны в скрипичном ключе, начиная с ноты до на первой добавочной линейке под нотоносцем и кончая нотой си на третьей линейке, нотоносца, образуют первую октаву.
Звуки, записанные в скрипичном ключе, начиная с ноты до в промежутке между третьей и четвертой линейками нотоносца и кончая нотой си над первой добавочной линейкой, образуют вторую октаву.
Звуки, начиная с ноты до, записанной на второй верхней добавочной линейке, относятся к третьей октаве.
Знаки альтерации.
Повышение и понижение основных нот называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар. Они пишутся следующим образом:
Повышение и понижение основных нот называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар. Они пишутся следующим образом:
Действие знаков альтерации на высоту нот такое:
Диез – повышает высоту ноты на полтона.
Бемоль – понижает на столько же.
Дубль-диез – повышает на целый тон.
Дубль-бемоль – понижает на столько же.
Бекар – отменяет действие предыдущего знака на той же линейке. Нота становится чистой.
По “радиусу действия” знаки альтерации различаются на “ключевые” и “встречные” или “случайные”. Первые ставятся сразу целой группой рядом с ключом, справа от него, каждый на своей линейке. Ключевые знаки действуют на все ноты по своей линейке, которые могут встретиться на протяжении произведения, и даже, невзирая на октаву. Например, ключевой диез “фа” будет повышать все поголовно ноты “фа”, во всех октавах и на всей длине пьесы. Встречные же знаки действуют только на своей линейке, только в своей октаве и только в течение одного такта (как дорожные знаки действуют только до первого перекрестка). Например, встречный бекар может отменить действие даже ключевого знака, но только на текущий такт и только на этой линейке. Встречные знаки ставятся слева от головки той ноты, которую требуется альтерировать.
Запись длительности звуков.
Звуки в музыке различаются не только по высоте, но и по длительности. Для записи звуков различной длительности пользуются нотными знаками различных начертаний.
Соотношение нот по длительности определяется делением на два. Каждая большая длительность делится на две равные между собой меньшие длительности, как это показано в таблице:
Паузы и их обозначение.
Паузы, так же как и звуки, имеют в музыке определенную длительность. Для их обозначения пользуются следующими знаками.
Тактовая черта. Такт.
Тактовая черта — это небольшая вертикальная черточка, которая пишется поперек нотоносца. Нота, следующая за тактовой чертой, обычно имеет ударение.
Запись музыкального произведения, заключенная между двумя соседними тактовыми чертами, называется тактом. Такты делят музыкальные произведения на равные по времени и распределению ударений отрезки. Это облегчает чтение нот н исполнение музыкальных произведений.
Счет. Единица счета, или доля такта.
Чтобы правильно исполнить ноты или выдержать паузы различных длительностей, пользуются счетом.
Счет (музыкальный размер) обозначается двумя цифрами, которые пишутся после ключа в начале музыкального произведения: верхняя цифра — число нотных длительностей в такте, принятых за единицу измерения времени (счета); нижняя цифра — название этих длительностей (целая, половинная, четвертная, восьмая). Например:
Ритм и метр.
Ритмом называется соотношение длительностей звуков в их последовательности.
Не слишком заумно? Попробуем проще. В музыке происходит чередование длительностей. Одна нота звучит столько, допустим, времени, а другая дольше (меньше). Вследствие этого между ними создаются различные временные соотношения. Объединяясь в различных вариациях, длительности звуков образуют ритмические группы (фигуры), из которых, в свою очередь, складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения.
В музыке применяются длительности: 1) основные (четного деления), о них мы уже знаем, это – целые, половинные, четверти, восьмые и т.д. и 2) длительности, образующиеся от произвольного (условного) деления основных длительностей на любое количество равных частей. К числу их относятся:
а) Триоль, образующаяся от деления основной длительности на три равных части вместо двух.
б) Квинтоль – на пять частей.
в) Секстоль – на шесть частей.
г) Септоль – на семь частей.
То есть, три восьмых в триольной группе в сумме занимают то же время, как одна четверть, так же квинтоль и т.д. Конечно, ноты могут быть не обязательно той же высоты, как в данном примере.
Теперь несколько слов о различии понятий “ритм” и “метр“. В среде учащихся музыкальных школ эти два слова нередко смешиваются, и проникают в головы не без труда. Разобраться здесь не так уж сложно.
Существует несложный прибор, помогающий музыканту выдержать правильный темп на этапе разучивания новой пьесы. Называется этот прибор “метрономом”. Это несложный механизм из двух-трех шестеренок, пружины и длинного маятника с подвижным грузиком, но за последние десятилетия распространились столь же несложные варианты на электронном принципе: два-три транзистора, розетка и ручка-регулятор. Все, что умеет этот прибор – издавать четкие громкие щелчки с очень точно выдерживаемой частотой. Передвигая гирьку на маятнике или поворачивая регулятор, получаем нужную частоту – и метроном щелкает “до посинения”, удерживая темп и не позволяя Вам расслабляться во время игры на инструменте. Эти щелчки – это и есть “метр”. Иными словами, “метр” – это сам ход времени. Но не следует уподоблять его самим щелчкам метронома. Когда Вы закончите работу над произведением, то вы уберете метроном и пойдете на сцену без него. И тем не менее, во время исполнения произведения пульсация метра продолжает существовать. То есть, метр – это пульсация времени, но пульсация абстрактная, которая может и не выражаться никак в звуках. Ритм может состоять из восьмых, из триолей, из пауз, точек и лиг, он может поминутно изменяться в течение одного произведения, он может дробить длительности на 2, на 3 и так далее. Он может даже переплетаться в несколько слоев одновременно. А вот метр – это всегда одинаковый пульс, он не дробится, он безразличен к звучащей музыке, он неумолим. Его нельзя услышать, но ему подчиняются все звуки до единого.
Использованная литература:
1. Интернет:7 нот, теория музыки.
2. А. Илюхин «Самоучитель игры на балалайке»
[…] Источник статьи: https://schoolbalalaika.ru/%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA-2/ […]
Здравствуйте. Тоже самое, что и нота с палочкой вверх. Записывается так для удобства чтения!