Постановка правой руки, прием пиццикато.
Все многообразие приемов игры на балалайке основано на двух способах звукообразования – ударном и щипковом. Удар и щипок различаются между собой скоростью и формой движения руки, способом возбуждения струны и характером звукообразования.
Удар предполагает замах всей руки или какой-либо ее части. К приемам, имеющим ударную природу звукообразования, относятся: бряцание, тремоло, переменные удары, двойное пиццикато, удар большим пальцем правой руки, восходящее пиццикато левой рукой.
Щипок характеризуется зацеплением струны без замаха руки, выведением ее из состояния покоя и мгновенного ее освобождения. К щипковым приемам относятся: пиццикато большим пальцем, нисходящее пиццикато левой рукой, подцеп, малая и обратная дроби, вибрато большим пальцем.
Кроме указанных выше существует еще комбинированный способ звукообразования, который заключает в себе элементы удара и щипка, К нему относятся: гитарные приемы, вибрато указательным пальцем, большая дробь.
Пиццикато большим пальцем.
Пиццикато большим пальцем – это извлечение звука щипком большого пальца правой руки движением по струне сверху вниз.
Большой палец располагается на струне в районе 24-го лада, слегка опираясь на нее подушечкой и захватывая струну примерно одной третью фаланги. Остальные пальцы правой руки опираются подушечками на край корпуса балалайки.
Звук извлекается скользящим движением большого пальца по направлению к панцирю. Коснувшись его, палец возвращается в исходное положение. Во время скольжения большого пальца остальные пальцы, находящиеся на краю корпуса балалайки, оказывают ему легкое противодействие. Нужно следить за тем, чтобы во время извлечения звука большой палец не сгибался и не прогибался, а находился в упругом состоянии, необходимом для преодоления натяжения струны.
В качестве упражнения извлекайте звуки на открытой струне ля пиццикато большим пальцем. Следите за тем, чтобы движения пальца были спокойными и уверенными, чтобы звук не был ни чрезмерно резким, ни тусклым. При извлечении звука на открытой струне левая рука должна находиться на грифе в районе первого лада.
Извлечение звука на II струне пиццикато большим пальцем в целом осуществляется так же, как и на I струне. После защипывания II струны большой палец опирается на I струну, затем возвращается в исходное положение.
Извлекайте звуки на открытой струне ми пиццикато большим пальцем ровными длительностями.
Извлекайте пиццикато большим пальцем на открытых струнах поочередно звуки разной длительности, отсчитывая доли вслух.
С первых же упражнений воспитывайте умение слушать себя.
Использованная литература:
П. Нечепоренко, В. Мельников «Школа игры на балалайке»