Постановка левой руки.
При работе над постановкой левой руки очень важно обеспечить правильное положение инструмента, что создает наиболее благоприятные условия для движения левой руки и ее пальцев.
Прижмите 1-м пальцем I струну к грифу на втором ладу (си первой октавы). Палец следует расположить возле ладового порожка так, чтобы между ним и порожком был едва заметный просвет. И в дальнейшем нужно внимательно следить за тем, чтобы пальцы не прижимали струну ни на самом порожке, ни слишком далеко от него, иначе возникнет глухой, тусклый или дребезжащий, резкий звук. Большой палец левой руки располагается на верхней кромке грифа чуть впереди указательного пальца, прижимающего струну. Нельзя допускать, чтобы большой палец с силой давил на кромку грифа, он должен лишь слегка на нее опираться. Остальные пальцы нужно расположить над струной на минимальном от нее расстоянии.
Для того, чтобы выработать привычку к подготовке пальцев, полезно на первом этапе обучения при восходящем движении оставлять отыгравшие пальцы на струне на своих прежних местах, имея в виду последующее обратное движение мелодической линии. Развитием игровых движений 1-го, 2-го и 3-го пальцев левой руки необходимо заниматься до выработки устойчивого навыка положения их на грифе. Только после этого возможен переход к следующему этапу освоения инструмента.
После того, как 1-й, 2-й и 3-й пальцы левой руки приобретут правильное, устойчивое положение на грифе и их движения станут уверенными и свободными, можно приступить к постановке на гриф 4-го пальца. Расположив 1-й, 2-й и 3-й пальцы на втором, четвертом и пятом ладах I струны, следует поставить 4-й палец на седьмой лад (ми второй октавы) подушечкой ногтевой фаланги так, чтобы он стоял на струне наподобие молоточка, а не лежал на ней плашмя. При этом необходимо следить за тем, чтобы и остальные пальцы приняли на струне правильное положение, а мышцы кисти не были чрезмерно напряжены. Если не удается дотянуться от первого лада до седьмого или трудно удерживать пальцы в нужном положении без значительных усилий, можно слегка сдвинуть 1-й палец со второго лада. В дальнейшем необходимо добиться, чтобы все четыре пальца могли свободно находиться на грифе в указанном положении.
Развитие двигательных навыков большого пальца левой руки.
Большой палец выполняет в игре на балалайке ряд сложных функций: является одной из точек опоры (во взаимосвязи с указательным пальцем), служит своего рода шарниром при движении кисти и, наконец, сам участвует в прижатии струн. В силу особенностей строения большой палец ограничен в своей подвижности. Существенным тормозом в развитии его подвижности является также безусловный хватательный рефлекс. С первых же уроков игры на балалайке следует начать работу над постепенным ослаблением и преодолением хватательного рефлекса большого пальца. Если большой палец не прижимает струны, он должен свободно располагаться на верхней кромке грифа, не цепляясь за нее и не выдвигаясь слишком высоко по отношению к плоскости грифа. Местом соприкосновения большого пальца с верхней кромкой грифа является стык основной и ногтевой фаланг. Прижимать струны большим пальцем нужно плотно, но не с чрезмерной силой. При недостаточном прижатии страны будут дребезжать, издавать неприятные призвуки. Слишком сильный нажим вызовет напряжение кисти, всей руки и, как следствие, скованность всего исполнительского аппарата, включая и правую руку.
Работу над игровыми движениями большого пальца левой руки сначала целесообразно проводить на материале упражнений и легких пьес с эпизодическим использованием большого пальца.
Роль большого пальца левой руки в технике игры на балалайке настолько важна, что работой над развитием его двигательных навыков необходимо заниматься специально. Следует всячески активизировать работу большого пальца, разрабатывать его независимость и физическую выносливость во всех формах движения, имея в виду его многообразное применение в игре на балалайке.
Использованная литература:
1. П. Нечепоренко, В. Мельников «Школа игры на балалайке»
2. А. Илюхин «Самоучитель игры на балалайке»