Постановка правой руки, прием бряцание.
Бряцание – это ритмизованные удары по всем струнам указательным пальцем правой руки поочередно вниз и вверх с участием предплечья и кисти. Для успешной игры бряцанием прежде всего нужно обеспечить рациональное исходное положение правой руки. Плечо должно удобно располагаться на верхнем углу балалайки. Локтевой сустав при этом отстает от бедра примерно на ширину ладони. Предплечье располагается таким образом, чтобы кисть в естественно согнутом положении находилась над струнами. Степень сгиба кисти не должна быть крайней. Указательный палец, который несет основную нагрузку, находится в естественном, слегка согнутом положении. Большой палец располагается рядом со второй фалангой указательного пальца. Остальные пальцы слегка подгибаются (не прижимаясь к ладони) так, чтобы во время игры не мешать указательному пальцу извлекать звук.
Ударять по струнам следует в том месте, где образуется наиболее яркий звук, т.е. в пределах 17—22 ладов. Удар вниз должен производиться с небольшим наклоном к первой мелодирующей струне, при этом указательный палец должен соприкасаться со струнами боковой частью ногтя. Захват струн при ударе снизу производится подушечкой указательного пальца. Не следует крепко прижимать большой и средний пальцы к указательному, это допустимо лишь при извлечении крайне сильного звука. Однако следует помнить, что такой звук в начале обучения использовать не рекомендуется.
При извлечении звука ударом вниз самая активная роль принадлежит предплечью. Легким движением оно поднимается вверх от исходного положения, доходит до верхнего положения, затем делает быстрый рывок вниз, увлекая за собой кисть, и осуществляет бросок кисти на струны. В нижнем положении предплечье резко останавливается, а кисть, продолжая двигаться по инерции, приходит к своему крайнему положению. Предплечье, изменив направление, начинает движение вверх, подхватывает кисть и рывкообразным движением посылает ее вверх, осуществляя удар по струнам снизу. В верхнем положении с помощью мышечных усилий снова происходит смена направления движения предплечья, и все повторяется сначала. Особое внимание следует обратить на то, что при ударе вниз, после небольшого мышечного усилия, предплечье и кисть движутся какое- то время под тяжестью собственного веса. В этом сложном процессе предплечью отводится основная, корригирующая функция в движении руки. Кисть должна быть относительно пассивной, в противном случае может возникнуть неоправданное напряжение мыши.
Рекомендуем отработать необходимые движения без инструмента, а затем перейти к игре по открытым струнам.
Освоение бряцания следует начинать с беспрерывных движений руки вниз и вверх попеременно без фиксированных ее остановок в верхнем и нижнем положениях. В начале изучения приема очень важен постоянный контакт пальца со струнами, т.к. он помогает найти нужную траекторию движения руки и точку соприкосновения пальца со струнами. При ударе сверху указательный палец не должен глубоко погружаться в струны и касаться панциря; плоскость его соприкосновения со струной должна быть минимальной. Захват струн при ударе снизу должен быть глубоким, с ощущением скольжения по панцирю.
В начальной стадии освоения приема, как правило, удары снизу бывают несколько слабее ударов сверху, и учащиеся стараются ликвидировать эту разницу, закрепляя лучезапястный сустав и суставы указательного пальца. Этого допускать нельзя. При начальном изучении приема достаточно лишь слегка задевать струны при движении снизу, а все внимание следует сосредоточить на освоении свободных движений предплечья и кисти. В дальнейшем необходимо выровнять чередующиеся удары увеличением упругости фаланги указательного пальца при ударе снизу, более активным и глубоким зацепом струн. Завершающий этап работы над бряцанием сводится к освоению непрерывных естественных движений предплечья и кисти в среднем темпе, не допускающем остановок между ударами, к выработке четких, равномерных ударов, одинаковых по силе и близких по тембровой окраске звучания.
Использованная литература:
П. Нечепоренко, В. Мельников «Школа игры на балалайке»