Постановка правой руки, прием тремоло.
Прием извлечения звука, осуществляемый быстрыми чередующимися ударами указательного пальца правой руки по струнам попеременно вниз и вверх при вращательном движении предплечья и колебательном движении кисти, называется тремоло (trem.). Тремоло отличается от бряцания отсутствием строго определенного количества ударов при извлечении каждого звука или аккорда.
Исходное положение правой руки при тремоло такое же, как и при бряцании, но характер движений руки у этих приемов разный. Если при бряцании используются главным образом сгибательные и разгибательные движения предплечья, то при игре тремоло основным является его вращательное движение. Вследствие вращения предплечья полусогнутая кисть приобретает колебательное движение. По сравнению с бряцанием частота ударов увеличивается, а амплитуда движении кисти уменьшается.
Цель тремоло – образовать звучание, которое на слух воспринимается как непрерывно льющееся. Сложность состоит в том, что вращательное движение, необходимое для осуществления данного приема, в обыденных условиях почти не встречается и мышцы, несущие основную нагрузку при тремоло, к подобному виду движений не подготовлены.
Работа над тремоло должна начинаться с развития вращательного движения предплечья. Освоение приема полезно начинать с упражнений без инструмента. Сначала упражнения следует выполнять в медленном темпе, делая предельные развороты кисти за счет вращательного движения предплечья. Затем движение кисти постепенно ускоряется до предельной частоты при тщательном контроле за работой мышц и так же постепенно замедляется. Такие упражнения развивают нужные для данного приема мышцы и воспитывают навыки правильного распределения силы при движениях.
Упражнения на инструменте должны начинаться также в медленном темпе в пределах небольшой звучности. Основное внимание в начале должно быть уделено правильным движениям руки без специального контроля за ровностью ударов. Затем следует увеличить скорость движения, но до такой степени, чтобы сохранился контроль за свободой мышц. В дальнейшем можно увеличить и динамику, однако необходимо следить за тем, чтобы вращательное движение предплечья при усилении звука не переходило в прямолинейное. В этом случае следует расслабить мышцы и начать упражнение сначала. В процессе освоения тремоло необходимо также научиться в непрерывном движении руки чередовать тремоло с бряцанием, чтобы ощутить разницу в режиме движения руки. Такая отработка движений обеспечит в дальнейшем необходимую управляемость исполнительским аппаратом.
После этого следует приступить к освоению продолжительного, с предельной частотой ударов, тремоло. Для этого практика подсказывает так называемый метод тренировки на грани усталости руки. Упражнение можно начать с редких, но ритмически четких ударов небольшой силы. Затем частоту ударов и динамику нужно постепенно увеличивать, доведя до предела, и тремолировать до тех пор, пока рука не устанет. При первых же признаках усталости следует уменьшить частоту ударов, но продолжать тремолировать. Если усталость не пройдет, нужно сделать паузу. Работая над этим упражнением, необходимо следить за тем, чтобы не произошло переутомления мышц руки.
Учащимся со слабыми двигательными реакциями полезно пользоваться следующими упражнениями: играть короткие, ритмически разные построения (квартоли, квинтоли, секстоли и др.) на открытых или прижатых струнах быстро и громко. После каждой проигранной ритмической фигуры делать небольшую остановку, которая позволит сознательно освободить руку от излишнего напряжения, а также приготовить её к очередному движению.
Во время упражнений нужно следить за качеством звука и ровностью удара, а также за состоянием мышц руки. Упражнения дадут желаемые результаты в том случае, если они будут регулярными и продолжительными.
Иногда приём тремоло исполняют на одной первой струне (при этом уменьшают амплитуду колебания кисти правой руки, а остальные струны придерживают большим пальцем левой руки) или на второй и третьей, придерживая первую пальцами левой руки.
Если в нотной записи не указаны приёмы игры – арпеджио или бряцание и встречаются длинные ноты(целые, половины) или ряд коротких нот, соединенных сверху или снизу дугообразной чертой – лигой, то их следует исполнять связанно, приёмом тремоло. По окончании лиги (связки) тремолирование следует прервать на мгновение, и после короткой остановки-цезуры,- как бы взяв дыхание, начать исполнение следующего отрезка пьесы.
Использованная литература:
П. Нечепоренко, В. Мельников «Школа игры на балалайке»